614524, Пермский край, Пермский муниципальный округ, село Усть-Качка, ул. Краснознамённая, дом 5 +7 (342) 295-27-35.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Структура и содержание творческих лабораторий.

Структура и содержание творческих лабораторий.

Работу по созданию условий для самоопределения школьников в отношении своей образовательной траектории начинается с 5-го класса. Самореализация ребёнка возможна, прежде всего, за счёт свободного выбора творческих лаборатории, смены видов деятельности.
Творческая лаборатория – это средство:
•  познания ребёнком себя в деятельности – «Я пробую, я могу»;
•  повышения познавательной активности и учебной мотивации;
•  развития навыков рефлексии, самопознания;
•  развития навыков, способствующих осознанному самоопределению.
Цель творческих лабораторий – развитие познавательного интереса учащихся, формирование у них навыков ответственного и осознанного выбора собственной образовательной траектории.
Введение творческих лабораторий в учебный план 5-8 классов обеспечивается за счёт часов школьного компонента Базисного учебного плана – 4 часа.
Организация творческих лабораторий строится с учётом следующих условий:
•  творческие лаборатории имеют предметную, надпредметную или непредметную направленность;
• методы обучения в творческих лабораториях отличаются от методов, используемых на традиционных уроках, технология обучения ориентирована, прежде всего, на развивающие цели, на формирование положительной мотивации с учётом возрастных особенностей учащихся, а так же их индивидуальных черт;
•  важное место в работе творческих лабораторий уделено формированию разнообразных общеучебных, а также специфических и надпредметных умений.
Каждый ученик 6-8 класса в течение года выбирает восемь творческих лабораторий (по две в четверть), ученики 5-х классов начинают выбирать творческие лаборатории со второго полугодия. В список творческих лабораторий входят лаборатории, организованные в соответствии с запросом ребят и возможностями школы. Перед тем, как сделать выбор, учащимся 4 раза презентуются творческие лаборатории: в начале года – учителями – руководителями творческих лабораторий, по окончанию каждой четверти проходит публичная презентация учащимися опыта собственной деятельности в творческих лабораториях, здесь же происходит выбор на новую четверть.
В расписании занятий один день недели отводится для проведения лабораторий в 5-6 классах и другой день – в 7-8 классах. В этот день каждый ребёнок работает не менее чем в двух лабораториях. Работа каждой лаборатории длится два академических часа.
Содержание лаборатории представляет модуль, рассчитанный на 8 занятий (четверть). В работе лаборатории принимает участие не менее 10 человек не более 15 человек и, поэтому одновременно учащиеся двух параллелей расходятся в 10 лабораторий
Занятия носят практико-ориентированный характер. Руководитель лаборатории использует различные формы организации деятельности: лабораторный практикум, исследование, работу над проектом, коррекционную работу по предмету (лаборатория поддержки), подготовка к олимпиадам, сочинение стихов, сочинение сценариев для школьных праздников и т.д. Одной из интересных форм работы в рамках ППП были социально-производственные практики для учащихся 9-х классов. Занятия в творческих лабораториях для 5-8 классов так же будут проходить в форме социально-производственных практик, в ходе которых будет использована база курорта и села, привлечение родителей.
В конце каждого занятия ребёнок самостоятельно или в группе оценивает и анализирует свою деятельность. Результаты работы ученик фиксирует. В конце четверти каждый ребёнок презентует результаты своей деятельности и получает сертификат участника творческой лаборатории с качественной оценкой своей деятельности.
Каждый шаг-выбор предполагает открытие для ребенка, получение им нового опыта. В большинстве случаев процесс осмысления этого опыта нуждается в специально организованной рефлексии. Помочь ребенку в осмыслении опыта, в овладении практикой такого осмысления - важнейшая задача педагога.
Завершается работа в творческой лаборатории праздником-отчётом. Школьники делают ещё один выбор: выбирают одну творческую лабораторию, за которую хотят отчитаться. Этот выбор является своеобразной лакмусовой бумажкой, показывающей, какие творческие лаборатории наиболее интересны ребятам. Оформляется стенд «Выставка достижений».
Творческие лаборатории носят практическую направленность. Содержание их может углублять знания ученика, а может расширять их. Всё это способствует усилению личностной ориентации обучения: ученик делает самостоятельный выбор, сам определяет то предметное направление, в котором он будет обогащать свои знания; выбранное им содержание тесно связано с его интересами, склонностями, предпочтениями, личным опытом.
К важным особенностям творческих лабораторий можно отнести следующее:
•   классно-урочная система заменяется предметно-групповой;
•   ученик самостоятельно (или с помощью значимых для него взрослых) выбирает из предложенного перечня лаборатории, которые он посещает в течение установленного времени;
•   ученик оказывается в группе детей, пожелавших работать в лаборатории, т.е. меньше зависит от сложившихся в классе отношений;
•   ученик работает с другими учителями, неработающими в классе;
•   отчет осуществляется в яркой публичной форме.
Ведут занятия учителя школы. Все программы творческих лабораторий или авторские, или адаптированные к условиям школы, села.
Результатами деятельности учащихся в творческих лабораториях можно считать:
1.  Формирование у учащихся индивидуальных образовательных потребностей.
2.  В 5-6 классах – формирование первых навыков выбора, в 7-8 классах – успешность выбора индивидуальных образовательных траекторий, в 9-ом классе – осознанный выбор профильных предметов.

Средняя школа